piektdiena, 2017. gada 26. maijs

Trijstūri attiecībās


Gan tas, kurš iesaista, gan tas, kurš iesaistās trijstūrī, bērnībā ir bijis netiešās komunikācijas upuris. Vajag apzināt sevī šo iesaistītību.



Гештальт-подход

Триангуляция (от слова triangle - треугольник) - психологический термин, означающий вовлечение третьего человека в парные отношения, то есть - в отношения двух людей. У термина есть легкая негативная коннотация, и сейчас мы рассмотрим, в каких случаях триангуляция может быть деструктивной.

Негативное использование термина предполагает, что тот участник парных отношений, который прибегает к триангуляции, не справляется с парным взаимодействием, которое могло бы быть полезно. Типичные примеры такой триангуляции знакомы всем и каждому. Мама, говорящая сыну: «Попроси папу, чтобы он оплатил твой лагерь» или папа, говорящий сыну: «Передай своей маме, что я не смогу, так как в прошлом году уже купил тебе велосипед …» и так далее. В таких случаях к триангуляции прибегает обычно та сторона взаимодействия, которая не справляется с прямым высказыванием. А иногда так можно сказать и об обеих.

Например, когда это страшно или стыдно: мама использует ребёнка, включая его в отношения с его отцом потому, что в ответ на прямое #взаимодействие опасается агрессии. А папа, в свою очередь, так же избегает #контактировать с мамой напрямую, поскольку ему неловко отказывать ей в деньгах, а когда ему стыдно, он действительно всегда злится. Встречаться со стыдом он в принципе не готов, а со злостью может, но не хочет. Поэтому он также включается в триангуляцию, "отправляя" ребенка, как почтового голубя, назад к маме. Прямое взаимодействие между ними отсутствует, то есть, они не обсуждают имеющийся конфликт.

Триангуляция может быть конструктивной, когда прямой способ связи отсутствует. Например, две подруги в ссоре, и одна из них категорически отказывается общаться со второй. В этом случае может помочь третий участник взаимодействия. У конструктивной триангуляции есть и вполне очевидные примеры, такие, как вызвать полицию, если к вам ломится грабитель. В этом случае понятно, что прямое взаимодействие опасно или невозможно. Профессиональные медиаторы - это психологи, обученные "триангулироваться". Медиатор может участвовать в переговорах двух сторон, помогая наладить взаимодействие, разрешая конфликт, и как бы переводит чересчур эмоциональные или запутанные высказывания двух других участников на удобоваримый для обоих язык. Похожую функцию выполняет и парная терапия. В личных отношениях люди часто используют третье лицо для снятия собственного напряжения в отношениях с основным партнером, и делают это неосознанно. В таких случаях триангуляция вредна, так как она не позволяет прояснить имеющиеся сложности. Конфликт приобретает хроническое течение. Ваш ребёнок вечно ходит в вашему мужу с просьбами и вечно приносит от него ответы, которые вас не устраивают. Такая триангуляция никому не приносит пользы, и отношения третьего человека с двумя другими также портятся, поскольку он явно или смутно чувствует себя использованным. Вывод здесь прост: если вы дорожите отношениями, осваивайте прямое высказывание. Если не дорожите - можно прибегать к триангуляции.

Автор: Полина Гавердовская