on Декабрь 20, 2012 by Anastasia Gosteva
Обычно, когда речь идет о присутствии здесь и сейчас или о том, чтобы вернуть внимание в настоящее, никто не упоминает о том, что у этого «Здесь и Сейчас» есть несколько уровней.
Что настоящее новичка в медитации будет ограничено тем физическим пространством, в котором он находится, и теми ощущениями, которые доступны ему через органы чувств, а настоящее реализованного мастера не имеет границ — ни во времени, ни в пространстве.
И тогда возникает вопрос — а есть ли какие-то уровни у присутствия (или у внимательности)? И можно ли связать эти уровни с какими-то простыми, замеряемыми факторами моей повседневной жизни?
Медитация — это не побег от мира. Это побег В мир! Внимательный человек очень практичен — потому что он укоренен в текущем моменте во всей его полноте: и в его материальных аспектах, и в его духовных измерениях. А практичный человек всегда поинтересуется — где я нахожусь сейчас в моей практике и куда хочу прийти? И о каком «я» идет речь?
Данная классификация уровней разработана моим учителем. Она очень проста и доступна, и я надеюсь, что она будет полезна всем практикующим — независимо от того, какой метод они выбрали. Она базируется на понимании, что изначальная природа человека — это внимательность. Человек становится тем, куда направлено его внимание.
1 уровень. Рассеянно-внимательный.
Когда ребенок только рождается, он не является хозяином своему вниманию. Он не может сконцентрировать его надолго ни на одном объекте. Его внимание рассеянно блуждает. Это состояние соответствует нашему первому энергетическому центру (или первой чакре) и уровню физического тела. На этом уровне человек находится под действием инстинктов и его главная задача — научиться управлять своим телом. Именно этим и занимаются родители в первые годы жизни ребенка — учат его из состояний рассеянного внимания переходить в состояние слабого внимания.
2 уровень. Слабо-внимательный.
Примерно к трем годам дети становятся слабо-внимательными — они учатся направлять свое внимание во внешний мир, на объекты и других людей, а также на свое тело. При этом никто не учит нас в детстве осознавать свое тело, быть с ним в контакте. Мы направляем на тело столько внимания, сколько требуется для его повседневного бессознательного функционирования. Это — автоматическое внимание. В это же время — с трех лет — ребенок начинает учиться направлять внимание на свои эмоции и на абстрактные интеллектуальные понятия. И так же, как и с телом, это зачастую делается автоматически. Но самым главным объектом исследования становится внешний мир.
В основном все внимание слабо-внимательного человека направлено во внешний мир — именно там он ищет счастье, опору, благополучие, радость, покой, наполненность. И Бога. И там же он обнаруживает причины всех своих проблем. В идеале, годам к семи, ребенок должен наиграться с внешним миром и обратить внимание внутрь себя. И начать постепенно становится внимательным. В реальности, мы живем в цивилизации слабо-внимательных людей — большинство окружающих нас людей так и не вышли из детского возраста.
Слабо-внимательный человек в основном живет на уровне второго, эмоционального центра — его суждения окрашены эмоциями, и эмоции во многом контролируют мыслительный процесс. Когда слабо-внимательный человек смотрит в мир, его взгляд всегда сфокусирован на объекте.
Из-за того, что внимание слабо-внимательного человека постоянно, с утра и до вечера утекает во внешний мир, он теряет себя во внешнем мире. Это может продолжаться до тех пор, пока человек не задаст себя ключевой вопрос: «Кто я?». И не начнет искать ответ на этот вопрос. Или пока он не умрет.
3 уровень. Внимательный.
Внимательный человек узнал себя как внимание, и учится возвращать свое внимание домой — в текущий момент. Но у текущего момента есть семь различных уровней — по числу наших тонких тел. И мы должны вернуть внимание в каждое из этих тел. Для большинства это начинается с того, что они возвращают свое внимание в тело. Это может быть практика випассаны, которая начинается с наблюдения за дыханием и сканирования физического тела. Это может быть практика хатха-йоги. Сто тысяч простираний в традиции тибетского буддизма, внимательная работа с телом в традициях боевых искусств. Но это только первый уровень.
В том виде, в котором практика внимательности популяризируется и преподается в США, на этом уровне — сканирования физического тела и осознавания всех своих чувственных ощущений в текущем моменте — обычно все и заканчивается. Этому есть причины.
Когда 30 лет назад были предприняты первые попытки интегрировать практику внимательности в обычную повседневную жизнь людей на Западе, большинство из тех, кто предпринимал эти попытки, решили не шокировать широкую публику концепциями тонких тел и просветления. Они, наоборот, опирались на неврологию и постарались навести мосты между медитацией и современной наукой — физикой, биологией, психологией. Джек Корнфилд, Джон Кабат-Зинн и другие западные учителя медитации делали акцент на полезности и эффективности практики для обычного человека.
Благодаря этому произошло две вещи. Во-первых, в Америке случилась «Революция внимательности» (Mindfulness revolution) — практику внимательности используют в своей работе психотерапевты и врачи, практикой внимательности занимаются топ-менеджеры и домохозяйки, заключенные в тюрьмах и трудные подростки. А во-вторых, к практике внимательности многие стали относиться как к методу релаксации, улучшения памяти и вообще довольно полезной вещи в быту, совершенно забыв о ее сущностной цели: привести человека к осознаванию своей изначальной природы — зерцалоподобной внимательности.
Но если мы хотим узнать себя целиком, если мы хотим обнаружить свою истинную природу, то мы должны не останавливаться на первом уровне, а двигаться дальше.
Поэтому в данном методе мы учимся возвращать осознанно внимание и ощущать границы не только на уровне физического тела, но и эмоционального (или эфирного), интеллектуального (или астрального), ментального (или психического). Пятое тело — или не-ум — границ не имеет. Это само сознание или существование или бытие или дух или недвойственное — в разное время в разных традициях люди назвали его по-разному. Единственное отличие пятого тела от шестого в том, что на уровне пятого тела остается тонкий принцип «Я» — это сознание архата или бодхисаттвы, первый уровень просветления.
В традиции индуизма эти тела называются кошами:
1.Аннамайа-коша — это оболочка формируемая за счет пищи (физическое тело);
2.Пранамайа-коша — оболочка праны, как жизненной силы (эмоциональное тело);
3.Маномайа-коша — оболочка или «вместилище ума», манас (интеллектуальное тело);
4.Виджнянамайа-коша — оболочка интеллекта и чистого знания (ментальное тело);
5.Анандамайа-коша — оболочка блаженства, (не-ум).
В традиции буддизма говорится о пяти скандхах и пяти видах мудрости, в которые могут быть преобразованы эти скандхи.
В различных традициях внимание практиков также возвращается в каждое из тонких тел, но об этом не всегда говорится прямо. Например, четыре предварительные практики тибетского буддизма призваны вернуть внимание в первые четыре тела, после чего начинается собственно медитация. В цигун накопление энергии также начинается с первого тела и постепенно поднимается вверх.
Внимательный человек возвращает свое внимание в первые пять тел и сохраняет состояние устойчивого присутствия в настоящем 4 часа в день. Это уровень третьего, пупочного центра — интеллектуального. У внимательного человека он уже активирован, и такой человек обладает очень большой способностью к концентрации внимания в сфере интеллектуальной деятельности. Он способен не отождествляться со своими эмоциями. Это не значит, что эмоции исчезнут, но появляется способность наблюдать их со стороны, свидетельствовать.
Взгляд внимательного человека будет естественным образом слегка расфокусирован — угол примерно 90°.
4 уровень. Очень внимательный.
Очень внимательный человек находится в состоянии непрерывного осознавания текущего момента 8 часов в день. Это уровень четвертого, сердечного центра. Очень внимательный человек находится в состоянии естественного наблюдения своих эмоций и мыслей, не отождествляясь с ними. Мысли пока никуда не делись, но на этом уровне человек начинает замечать и осознавать интервалы, которые возникают между мыслями. У него начинают спонтанно проявляться ясновидение, яснознание, а также различные психические силы, которые в тибетском буддизме называются сиддхами. Эти феномены ни в коем случае не являются целью практики, а скорее — ее побочные эффекты. У очень внимательного человека случаются моменты сатори или ложного просветления. Ложного, потому что оно пока неустойчиво — человек не может в этом состоянии остаться навсегда. В тибетском буддизме и индуизме это уровень полу-богов.
Любовь, блаженство, мистический экстаз — все это проявления очень внимательного состояния. Ощущение и переживание мира вокруг — даже неодушевленных предметов — как сияющего, сочащегося любовью и благодатью живого бесконечного континуума. И здесь искателя ожидает то, что часто называется мистиками «темной ночью души» — последний рубеж «я», последний рубеж ума. Темнота, за которой последует ослепительное сияние не-ума.
Взгляд очень внимательного человека естественно расфокусирован на угол 180°.
5 уровень. Сверх-внимательный.
Не-ум. Пробуждение или первая стадия просветления. Растворение границ. У сверх-внимательного человека сохраняется тонкий принцип я — это уровень бодхисаттвы в тибетском буддизме или атман-самадхи в индуизме. Сверх-внимательный человек находится в состоянии непрерывного осознавания текущего момента все бодрствующее время суток, 16-18 часов. Ночью такой человек также не спит в полном смысле слова — это состояние осознанного сновидения, когда спит лишь тело. Сверх-внимательный человек узнал себя как сознание и сознавание. Он узнал себя как все существование, но его «я» еще не до конца растворилось в этом существовании. Это уровень горлового центра. Сверх-внимательный человек узнает реальность как одновременно существующую и несуществующую, как непоколебимую естественную ясность, спонтанно присутствующую во всем проявленном и непроявленном.
«Здесь» сверх-внимательного человека существует всегда, а его «сейчас» — нелокально, проявлено везде. Поле зрения такого человека составляет 270° — и это уже нефизическое зрение.
6 уровень. Тотально внимательный.
Вторая стадия просветления. Ишвара-самадхи. Остатки «я» растворяются. Тотально внимательный человек — это и есть само Бытие, само присутствие 24 часа в сутки. Сознавание, безграничное и всеобъемлющее, как небо, присутствующее без начала и конца, вне прошлого и будущего.
7 уровень. Внимательность.
Последняя стадия просветления. Нирвана. Зеркало, в котором отражается бытие и небытие. Состояние, о котором невозможно сказать что-либо словами.
Я постаралась описать уровни внимательности максимально простыми словами — так, как всегда говорит сам мастер. Но любое описание полезно, лишь когда есть живой непосредственный опыт присутствия. Поэтому — присутствуйте!
http://vnimatelnost.com/2012/12/20/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/