Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в
область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со
сказочными силами и одерживает решающую победу: герой
возвращается из этого таинственного приключения
наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.
область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со
сказочными силами и одерживает решающую победу: герой
возвращается из этого таинственного приключения
наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.
Джозеф Кэмпбелл. «Герой с тысячью лиц»
Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории.
Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя». Это путь, который проходит душа, по мере своего развития. Следующие шаги представляют собой простой вариант карты Путешествия Героя, предложенной Кэмпбеллом.
1. Зов
Путешествие начинается с зова. Мы входим в мир, и мир предлагает нам обстоятельства, которые призывают или притягивают нашу уникальную жизненную силу. Экхарт Толле, который написал книгу«Сила момента «здесь и сейчас», говорит, что основная функция души в том, чтобы пробудиться. Мы входим в этот мир не для того, чтобы бездействовать. Мы пришли, чтобы пробудиться и еще раз пробудиться и расти и развиваться.
Часто призыв к действию исходит от проблемы, кризиса или от кого-то, нуждающегося в помощи. От чего-то утраченного, что нужно восстановить, или какая-то сила в мире ослабла — и ее нужно обновить, некая центральная часть жизни была повреждена — и требуется ее исцеление, брошен вызов — и на него нужно ответить.
Но, вместе с тем, зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой-нибудь великой музыки, и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это — все, о чем вы можете думать. Как мы увидим, призыв к путешествию героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого.
Спросите себя: «К чему призывает меня жизнь?» Вероятно, это призвание не так уж и просто, вероятно, это не приглашение пойти прогуляться в парке. Призвание — это, вероятно, самое трудное, это красивый, но сложный путь. Этот путь обычно разрушает статус-кво. Призвание — это не просто улучшение настоящего. Призвание и предвидение привносят будущее в настоящее и могут полностью разрушить настоящее, лишив вас возможности действовать привычным образом.
Ключевая часть путешествия героя — это принятие призыва и обязательства совершить путешествие.
2. Отказ от призвания
Именно потому, что призыв может оказаться вызывающе сложным, часто он сопровождается тем, что Кэмпбелл называет «отказом». Герой хочет избежать всех хлопот, которые это вызовет. «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени. Я не готов».
Это типичные высказывания, которые используются для того, чтобы отказаться от призвания. И в то время, как некоторые из негативных ответов на призыв могут возникать изнутри, некоторые приходят снаружи — от семьи, друзей, критиков или от общества. Вам могут сказать: «Это нереально», или «Это было бы эгоистично», или «Это неэкологично» и т.п. Такие слова иногда вынуждают вас отвернуться от своего призвания, хотя, к счастью, не всегда.
3. Пересечение порога
Как только вы отвечаете на призыв и принимаете на себя обязательства встать на путь и пройти путешествие героя, это приводит к тому, что Кэмпбелл называет «пересечением порога». Теперь вы находитесь в путешествии, вы находитесь в испытании. Слово «порог» имеет несколько значений. Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неизвестная, неопределенная и непредсказуемая.
Другое значение порога — то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Перед порогом вы находитесь на известной территории, вы находитесь в своей зоне комфорта, вы знаете рельеф этой местности. Как только вы пересекаете порог, вы оказываетесь вне зоны своего комфорта. Поэтому все становится трудным, опасным, часто болезненным, а возможно — даже фатальным. Ступить на эту сложную новую территорию — решающий момент путешествия героя.
Третье значение порога — то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Однажды переступив порог, для вас существует только одна возможность — идти вперед.
Таким образом, порог — это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию — туда, где вы прежде никогда не бывали и откуда нельзя вернуться назад.
И вот тут есть один очень важный момент. Именно в этом месте ваш обычный интеллект вас подведет. Ваше обычное сознание знает только, как создавать различные версии того, что уже происходило. Оно не может создавать новые реальности. Поэтому ваше обычное сознание не может являться ведущей системой в путешествии. Только ваше высшее «Я» способно поддержать вас мудростью и храбростью и проложить курс вашего путешествия героя.
4. Обретение хранителей
Кэмпбелл указывает, что, когда вы собираетесь отправиться в путешествие героя, вы должны найти себе хранителей. Кто они — те, кто споет мою песню и напомнит мне о том, кто я такой? Кто они – те, у кого есть знания и средства, которые мне понадобятся и о которых я ничего не знаю?
Кто сможет напомнить мне, что путешествие возможно, и предложить мне свою поддержку, когда я буду больше всего в ней нуждаться? Кто они – мои учителя, мои наставники, мои покровители? Хранителями могут быть реальные люди – друзья, наставники, члены семьи. Ими могут быть также исторические фигуры или мифические существа.
5. Лицом к лицу со своими демонами и тенями
Демоны – это сущности, которые пытаются помешать вашему путешествию, временами угрожая даже самому вашему существованию и существованию тех, с кем вы связаны. Одна из основных задач в путешествии героя – то, как обходиться с «негативной инаковостью» и внутри, и вокруг себя.
Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет. Во многих отношениях кульминация путешествия героя – это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания.
Кэмпбелл указывает, что первоначально демон воспринимается как нечто, находящееся вне вас и настроенное против вас, однако путешествие героя приводит вас к пониманию, что проблема не в том, что находится вне вас, а в том, что внутри вас. И демон, в конечном счете, – это просто энергия, которая ни хороша и ни плоха. Это всего лишь энергия, феномен.
А то, что превращает это нечто в демона – это наше к нему отношение. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. Демон служит нам зеркалом, он разоблачает нашу внутреннюю тень — реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем, как быть. И суть данного этапа – трансформация и интеграция тени.
6. Развитие внутреннего Я
Таким образом, путешествие героя — это всегда путешествие преобразования, особенно — преобразования самого себя. Тимоти Голви называет это «внутренней игрой». Успех в любой деятельности — является ли это спортом, вашей работой, близкими отношениями, требует определенной степени совершенного владения внешней игрой (например, состав игроков, окружение, правила, необходимые навыки).
Многие люди могут довольно хорошо освоить внешнюю игру, но самого высокого уровня исполнения можно достичь только при овладении внутренней игрой. Это зависит от способности человека справляться с напряжением, неудачами, давлением, критикой, кризисом, потерей доверия и т.д.
Один из навыков, которым должен научиться герой, как играть в эту внутреннюю игру. Она включает в себя намного больше, чем наш когнитивный разум. Она является функцией эмоционального и телесного интеллекта, а также духовной мудрости, которая включает в себя установление связи с широким полем сознания — глубинное восприятие информации за рамками эго и интеллекта. В путешествии героя вы должны расти. Вы не можете быть героем и отказаться расти и учиться.
7. Преображение
По мере того, как вы развиваете внутри себя новые возможности и находите своих хранителей, вы становитесь готовы встретиться со своими демонами (и в конечном счете - со своими собственными внутренними тенями) и участвовать в большой трансформационной задаче путешествия. Кэмпбелл называет такие задачи вашими «испытаниями».
Это время большой борьбы, преданности и сражений, которое ведет к появлению новых знаний и новых средств. Именно здесь вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда не существовало прежде. Этовыход за рамки того, что когда-то уже существовало, чтобы создать нечто совершенно новое. Этот процесс, конечно, может занять длительный период времени.
Он может занять двадцать лет брака, целую жизнь, посвященную работе, или годы исследований и инноваций. Будет много отступлений и неудач, будет время, когда будет казаться, что все потеряно и будущего нет. Все это предсказуемые элементы путешествия героя. Герой — это тот, кто может ответить на этот вызов и породить новые способы и возможности, чтобы с успехом с ним справиться. Стадия преображения — это когда вы преуспели в своем путешествии.
8. Возвращение домой
Заключительная стадия путешествия героя — это возвращение домой. У него несколько важных целей. И одна из них – поделиться тем, что вы узнали в своем путешествии, с другими. Ведь путешествие героя — это не просто индивидуальная экскурсия эго, это процесс преобразования и самого человека, и большего сообщества.
Поэтому, когда герой возвращается, он должен найти способ, чтобы разделить свое понимание с другими. Часто герои становятся учителями. Но, чтобы завершить путешествие, герой не только должен поделиться с другими, он должен получить их признание. Ведь за время путешествия вы преобразились и уже не тот, кем были раньше. И нужно, чтобы другие воздали вам должное и с уважением приняли ваше путешествие.
Однако даже на данном этапе может возникать большое сопротивление. Иногда герой не хочет возвращаться. Он устал, возможно, он беспокоится, что другие его не поймут, или возможно — он возвеличился в своем новом состоянии более высокого сознания. Или общество не ждёт его возвращения. Поэтому иногда должен появиться какой-то другой человек или существо и позвать героя вернуться домой.
Итак, теперь вы знаете базисную структуру путешествия героя, и можете использовать её в качестве своей собственной карты. Если, конечно, у Вас хватит для этого смелости и приверженности. опубликовано econet.ru