svētdiena, 2015. gada 23. augusts

В основе учения о первоэлементах

В основе учения о первоэлементах лежит одна из основных категорий китайской философии у-син, которая впервые была описана в Книге документов, древнейшем памятнике китайской письменной культуры.

Сам Конфуций за 500 лет до нашей эры собрал и систематизировал документы древних китайских мудрецов.

Но это первый письменный источник, упоминающий первоэлементы, само же знание о пятичленной структуре мироздания гораздо старше, его история уходит вглубь тысячелетий. Вот эти пять элементов, которые описаны в Книге документов: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.

В индуизме также существует учение о первоэлементах (таттвах), согласно индуистской традиции вселенная состоит из пяти основных форм – Воздух, Земля, Огонь, Вода и Дух.

Интересно, что и древнегреческие философы говорили о пяти первоэлементах, и у них в основе мироздания полагались Воздух, Огонь, Вода и Земля.

Пятым же элементом древние греки называли Эфир – тончайшую материю, которая пронизывает собой всё сущее.

Такое похожее описание мира в дошедших до наших дней документах древних греков, китайцев и индусов говорит о том, что перед нами древнейшее знание человечества об основах вселенной, которое имеет глубочайший сакральный смысл.

Это не просто измышления отдельных философов, имевшее хождение до появления современной науки, а откровение о самой сути мироздания, бывшее доступным человечеству еще на заре цивилизации.

Тибетская медицина, взяв на вооружение учение о первоэлементах, трактует его следующим образом. Весь мир, как вместилище всего существующего, состоят из пяти элементов:

Пространство. Это то, что вмещает в себя всё и дает возможность всему осуществляться.

Ветер. Это движение, активность, развитие, которое порождает следующий элемент – Огонь.

Огонь. Это энергия движения, развития и трансформации.

Вода. Она служит для соединения, связи элементов.

Земля. Элемент, придающий устойчивость, стабильность и форму всему сущему.

Всё многообразие мира состоит из бесконечного сочетания и взаимодействия этих пяти элементов.

Человек также состоит из них, но для человека определены особые соответствия первоэлементов и физиологических характеристик:

Пространство: психическая и интеллектуальная активность.

Ветер: движения тела, дыхание, нервные импульсы.

Огонь: температура тела, пищеварение.

Вода: жидкости тела – кровь, лимфа и т.д.

Земля: кости, мышцы, сухожилия.

В соответствие с первоэлементами ставятся также органы и части тела человека:

Пространство: сердце, тонкий кишечник, язык, голова.

Воздух: лёгкие, толстый кишечник, нос, правая нога.

Огонь: печень, желчный пузырь, глаза, правая рука.

Вода: почки, мочевой пузырь и репродуктивные органы, уши, левая нога.

Земля: селезёнка/поджелудочная железа, желудок, губы, левая рука.

Таким образом, всё, из чего состоит человек, всё, что происходит с человеком, определяется соотношением пяти элементов.

При помощи обмена этими элементами с внешним миром происходят изменения в организме человека, этот обмен осуществляется при приеме пищи и дыхании, вот почему в тибетской медицине такое важное место занимает то, как человек питается и дышит.

Каждый элемент, получаемый с пищей, влияет на другие элементы и попадает под их влияние, поэтому при лечении всех заболеваний в тибетской медицине особое внимание уделяется лечебной диете.

Целью любых лечебных процедур является приведение к гармонии нарушенного баланса первоэлементов в организме человека.

Автор: Юлия Устинова

ustinova.info