В основе учения о первоэлементах
В основе учения о первоэлементах лежит одна из основных категорий китайской философии у-син, которая впервые была описана в Книге документов, древнейшем памятнике китайской письменной культуры.
Сам Конфуций за 500 лет до нашей эры собрал и систематизировал документы древних китайских мудрецов.
Но это первый письменный источник, упоминающий первоэлементы, само же знание о пятичленной структуре мироздания гораздо старше, его история уходит вглубь тысячелетий. Вот эти пять элементов, которые описаны в Книге документов: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.
В индуизме также существует учение о первоэлементах (таттвах), согласно индуистской традиции вселенная состоит из пяти основных форм – Воздух, Земля, Огонь, Вода и Дух.
Интересно, что и древнегреческие философы говорили о пяти первоэлементах, и у них в основе мироздания полагались Воздух, Огонь, Вода и Земля.
Пятым же элементом древние греки называли Эфир – тончайшую материю, которая пронизывает собой всё сущее.
Такое похожее описание мира в дошедших до наших дней документах древних греков, китайцев и индусов говорит о том, что перед нами древнейшее знание человечества об основах вселенной, которое имеет глубочайший сакральный смысл.
Это не просто измышления отдельных философов, имевшее хождение до появления современной науки, а откровение о самой сути мироздания, бывшее доступным человечеству еще на заре цивилизации.
Тибетская медицина, взяв на вооружение учение о первоэлементах, трактует его следующим образом. Весь мир, как вместилище всего существующего, состоят из пяти элементов:
Пространство. Это то, что вмещает в себя всё и дает возможность всему осуществляться.
Ветер. Это движение, активность, развитие, которое порождает следующий элемент – Огонь.
Огонь. Это энергия движения, развития и трансформации.
Вода. Она служит для соединения, связи элементов.
Земля. Элемент, придающий устойчивость, стабильность и форму всему сущему.
Всё многообразие мира состоит из бесконечного сочетания и взаимодействия этих пяти элементов.
Человек также состоит из них, но для человека определены особые соответствия первоэлементов и физиологических характеристик:
Пространство: психическая и интеллектуальная активность.
Ветер: движения тела, дыхание, нервные импульсы.
Огонь: температура тела, пищеварение.
Вода: жидкости тела – кровь, лимфа и т.д.
Земля: кости, мышцы, сухожилия.
В соответствие с первоэлементами ставятся также органы и части тела человека:
Пространство: сердце, тонкий кишечник, язык, голова.
Воздух: лёгкие, толстый кишечник, нос, правая нога.
Огонь: печень, желчный пузырь, глаза, правая рука.
Вода: почки, мочевой пузырь и репродуктивные органы, уши, левая нога.
Земля: селезёнка/поджелудочная железа, желудок, губы, левая рука.
Таким образом, всё, из чего состоит человек, всё, что происходит с человеком, определяется соотношением пяти элементов.
При помощи обмена этими элементами с внешним миром происходят изменения в организме человека, этот обмен осуществляется при приеме пищи и дыхании, вот почему в тибетской медицине такое важное место занимает то, как человек питается и дышит.
Каждый элемент, получаемый с пищей, влияет на другие элементы и попадает под их влияние, поэтому при лечении всех заболеваний в тибетской медицине особое внимание уделяется лечебной диете.
Целью любых лечебных процедур является приведение к гармонии нарушенного баланса первоэлементов в организме человека.
Автор: Юлия Устинова