pirmdiena, 2014. gada 3. novembris

Мышление. Как и зачем развивать у детей.


Мышление. Как и зачем развивать у детей.
С уверенностью можно сказать, что понятийное мышление состоит, как минимум, из трех операций:
1) интуитивного выделения сущностного признака,
2) установления категориальной принадлежности,
3) формирования логической связи между явлениями.
Недостатки в развитии каждой из этих операций приводят к специфичным учебным проблемам.


При слабости интуитивного компонента мышление в целом остается несамостоятельным. Ребенок может легко выполнить задание, когда ему дана инструкция или правило, каким надо руководствоваться, но оказывается беспомощным, если случается разбираться самому. Он легко пересказывает содержание параграфа (особенно по предметам гуманитарного цикла), но не может составить план рассказа и ответить на вопросы по тексту. Если не развита операция категоризации, может страдать грамотность, возникают проблемы с биологией, химией, иностранными языками. Если не развито умение находить логическую связь между явлениями, то в старших классах будет затруднено обучение по всем предметам, а также не сможет сформироваться абстрактное мышление, необходимое для изучения физико-математических наук.


Как развивать понятийное мышление дома?
1) Давать ребенку маленькие рассказы из 2-3х фраз и предлагать 2-3 заглавия. Спрашивать его, какое лучше подойдёт.
2) Давать ребёнку маленькие рассказы из 2-3х фраз (важно, чтобы были законченными!) и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, про что был рассказ.
3) Полезно отвечать на вопросы по тексту. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то вначале разобрать вопросы, а потом читать. Вопросы к тексту должны быть по сути текста.
4) Давать ребёнку читать по абзацам: прочитал абзац – своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом – развёртывать назад: из этого предложения в пересказ абзаца. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Т.е., к примеру, было 7 абзацев. Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста), и просить его: «А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?» и т.д.
5) Классифицировать с ним предметы по основному признаку.
Пример:
Дан ряд: собака, белка, ёж, заяц.
Кто «лишний»?
Правильный ответ: собака.
Почему? Потому что собака – домашнее животное, а те – дикие. Может быть вариант ответа «ёж» (т.к. он колючий, а остальные – нет). Это неправильно, так как в данном варианте идёт вычленение предмета НЕ по существенному признаку.
Как определить существенный признак? Суть признака всегда одна, т.е. он должен быть постоянным!!!
Пример: у яблока – может меняться цвет, форма, размер, вкус и пр., но оно всегда будет фруктом! Это и есть его существенный признак, иными словами признак-понятие. Этот признак мы выводим ЛОГИЧЕСКИ, а не ощущаем на уровне чувств. Он обозначает не сам объект, а его отношение к более общей категории и характеризует не один объект, а всю категорию.

О том, как развивать понятийное мышление вы можете узнать здесь
 
http://www.resurs.lv/rus/razvitie-mishlenija/