svētdiena, 2017. gada 12. novembris

Бессилие и беспомощность – в чем ценность?

https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/bessilie_i_bespomoshchnost_v_chem_tsennost/

Бессилие и беспомощность – нежеланные гости и, часто, изгои в перечне ценных переживаний. Радость, например, приятно переживать. А бессилие и беспомощность не имеют право быть и приключаться со мной! Запрещая себе их переживать, человек лишается части своей человечности, теряет возможность принимать и чувствовать тепло, нежность, заботу другого человека и самому искренне их дарить.
Почему же эти чувства так старательно избегаются?
Беспомощность, это состояние, означающее: я не справляюсь сама. Здоровой реакцией будет:  мне нужна помощь. И дальше остается только найти предположительно необходимого человека и попросить. Это может происходить в разных областях и планах жизни. На физическом уровне: «У меня травмирована рука, я не могу открыть дверь. Поможешь?»; «Я не успеваю сделать два важных дела. Помоги, пожалуйста!»  На психологическом уровне: «Мне страшно туда идти одной. Проводи меня, пожалуйста»; «Я сильно тревожусь, побудь со мной рядом»; «Я не понимаю, как решить эту задачу, объясни или подскажи решение, если знаешь».
Беспомощность – это когда я не знаю что делать, не понимаю, как мне одной справиться с ситуацией; когда не хватает собственных сил и внутренних ресурсов и нужна помощь другого. Но, как мы реагируем и поступаем в этой ситуации, зависит от  опыта, приобретенного в детстве. Если ребенок, испытывающий трудность, был поддержан, на его просьбы откликались, помогали справиться, тогда беспомощным бывать нормально и понятно, как действовать. Тем более, что обращаясь за помощью можно одновременно и учиться и давать в обмен что-то такое, в чем может нуждаться другой. От этого процесса можно получать пользу и удовольствие. А если стыдили, игнорировали, посмеивались, помогали свысока или от собственного стыда осуществляли помощь раньше, чем ребенок осознавал свою потребность в помощи и просил ее, то беспомощность становится состоянием очень болезненным. И обратиться за помощью в необходимые моменты оказывается совершенно невозможным.
Так рождается бессилие - своих ресурсов не хватает, обратиться к миру, к другому человеку, за помощью стыдно и страшно. К этому присоединяется отчаяние, и убеждение, что так будет всегда. Тупик. И нет понимания и опыта как можно что-то изменить. Человек остается наедине со своей неразрешимой проблемой. В те моменты, когда человек не может признаться в своем бессилие и принять его, то оно выражается через слезы, крик, ярость, разрушительное поведение по отношению к себе или другим.
Непереносимость и непринятие своей нуждаемости и слабости, может обнаружиться  в общении с другим человеком, который находится в беспомощном состоянии:
- непреодолимо хочется начать что-то делать за него, спасать, например. Не дожидаясь просьбы и не интересуясь нужна ли помощь.  Включаться в его ситуацию, так, как будто это моя проблема.
- навязчиво давать советы и  пошаговые инструкции, что ему надо сделать, чтобы решить сложный вопрос. Любыми путями повлиять на него, заставить что-то делать, только чтобы он не оставался таким беспомощным. Раздражаться и злиться на человека, за то, что он ничего не делает, что он до сих пор не стал счастливым, а продолжает жаловаться и страдать.
- если не получилось его «спасти», старательно, под разными предлогами, избегать контакта. Поменьше, а лучше вообще не общаться.
Почему сложно признаться в своей беспомощности? Потому что, тогда надо признать, что я не самодостаточная, не справляющаяся, что я – нуждающаяся, слабая и, как будто, ущербная. В эти моменты, я переживаю себя очень уязвимой, незащищенной, открытой мишенью, в которую каждый может бросить камень. Любое неаккуратное слово или движение другого человека, оказавшегося рядом, пусть даже ненамеренное, может оказаться очень ранящим.
Признавать свою нуждаемость в помощи и поддержке – очень небезопасно. Что хорошего будет, если открыться в своей беспомощности другому? Тогда он получит полную власть надо мной, и сможет сделать со мной все что угодно: отвергнуть, посмеяться, опозорить перед другими (все, что со мной делали в детстве). Тем более,  дадут помощь и поддержку или нет – неизвестно и от меня не зависит. Открываться - рисков много.
Признать свое бессилие, значит разочароваться и отказаться от образа себя всесильной и всемогущей,  что всегда можно что-то сделать,  что бессилия просто не существует  - это лишь отговорка и оправдание лени. Отказаться от идеи, что я могу все проконтролировать и учесть, и создать себе абсолютную эмоциональную безопасность, и мне больше никогда не будет больно, никогда не надо будет унижаться и просить помощи, и раниться в случае отказа. Избавиться от иллюзии, что мне никто не нужен, и я могу со всеми трудностями справиться сама.
В чем ценность принятия своего бессилия и беспомощности? Это позволяет, наконец-то, увидеть тупиковую ситуацию, точку остановки своего развития. Жизнь стоит на месте, и человек никуда не движется, хотя при этом может совершать много бесполезных изматывающих действий и усилий, выкладываться, уставать, но так и не прийти к желаемому результату. Увидеть все это и попробовать по-другому...
…Я - человек среди людей. В чем-то сильных, в чем-то слабых. У каждого из нас бывают моменты неустойчивости, растерянности и слабости. Сколько может быть счастья в том, чтобы поддержать того, кто сейчас в затруднении, поделиться тем, что у меня в избытке! И сколько счастья и свободы в том, чтобы позволить себе нуждаться, не одевая маску всемогущества, тем самым давая возможность другому проявить свою любовь, нежность и заботу!
Как остановиться, никуда не бежать и признать собственное бессилие?  Как  узнать беспомощность и не отстраняться в этот момент от людей? Как преодолеть ужас от того, что меня увидят уязвимой и обратиться за поддержкой? Это очень непростые задачи. Очень много уважения вызывает не только оказывающий помощь, но и тот, кто имеет смелость признаться в этой потребности. Уважение к тому, кто находит в себе силы быть не Богом, а Человеком...