sestdiena, 2015. gada 21. novembris

9 научных подтверждений влияния детских садов на уровень гормона страха

http://econet.ru/articles/65270-9-nauchnyh-podtverzhdeniy-vliyaniya-detskih-sadov-na-uroven-gormona-straha

Было изучено 9 научных работ (5 из которых проводились в США, и 4 - в Европе), посвящённых изменению уровня кортизола у детей посещающих детские дошкольные учреждения. Основное заключение: во время нахождения в дду уровень кортизола у детей выше, чем дома. Так же в течение дня наблюдается значительное расхождение в изменении уровня кортизола у детей, находящихся в дду и дома: в дду после обеда наблюдается  увеличение уровня, дома уровень кортизола в течение дня падает (норма для здоровых людей).

Мы исследовали все работы на возможное влияние качества дду, возраста, пола и особенностей детского темперамента на уровень кортизола. Наиболее влиятельным фактором явился возраст. Младшие дети (около 3 лет) имели более высокий уровень кортизола, чем более старшие дети (5-8 лет), больше всего уровень кортизола повышался у детей младше 3 лет.

Даже в садах с очень высокими стандартами у детей был отмечен повышенный уровень кортизола. Он был выше в больших группах(больше 15 детей в групе), в группах с большой разбежкой в возрасте детей (больше 6 месяцев), меньшей площадью для игры на одного ребёнка (меньше 5м2) и большим количеством взрослых в помещении (более 4 взрослых).

Повышенный уровень кортизола у детей, посещающих детские дошкольные учреждения мы связываем со стрессовым общением в коллективе. (Я это связываю с разделением либо с тревогой разделения с основной привязанностью ребёнка, хотя, коллектив, конечно, добавляет).

Реакция на стресс во время нахождения в детском саду может вызываться тем, что нахождение ребёнка в группе ровесников — это ситуация, требующяя частого эмоционального возбуждения. Например, исследования взрослых людей показывают, что наиболее высокий всплеск кортизола наблюдается в ситуациях неконтролируемой социальной угрозы (по простому, когда вы находитесь в компании непредсказуемых недружелюбно настроенных людей). В саду, в большой группе ровесников, дети более подвержены попасть в ситуацию социальной опасности. Так, например, есть данные, что проблемы с ровесниками ассоциируются с бОльшим уровнем кортизола у 3-5 летних.

Исследования с животными показывают, что количество времени, проведённого в общении со сверсниками влияет на повышенный уровень кортизола. Так детёныши резус-макак, проводившие бОльшую часть дня в компании 4 себе подобных особей имели уровень кортизола значительно выше их сверсников, проводивших в компании только 2 часа в день.

Другими источниками стресса являются длительное время разделения с родителями и необходимость моделировать безопасное поведение по отношению к многочисленным взрослым. Например, в одном из исследований за 20 часов наблюдения было зафиксировано 345 стрессовых ситуаций.

Исследования показывают, что наличие внимательного любящего взрослого может снижать уровень стрессовой реакции.

Различия в изменении уровня кортизола в течение дня

Дома во всех случаях был отмечен стандартный дневной рисунок изменения уровня кортизола — самый высокий уровень всегда отмечался утром, примерно через 30 минут после подьёма с резким снижением в следующие 2 часа и постепенным снижением в течение дня и вечера.

А вот в детских дошкольных учреждениях у тех же детей к вечеру отмечался существенный рост уровня кортизола. Эффект был заметен только после нескольких часов проведённых в детском саду. Дома уровень кортизола входил в норму.

С увеличением возраста ребёнка дневные изменения в уровне кортизола приближались к норме.

Уровень котризола повышался у детей в дду даже в присутствии матерей. (Потому что дети испытывают тревогу разделения, особенно если уже был печальный опыт)

Влияют обстановка (более формальная — менее формальная), длительность пребывания (часов в день), частота пребывания (дней в неделю)

Как длительный повышенный уровень кортизола влияет на дальнейшее развитие ребёнка?

Ни одно из рассматриваемых исследований не ставило своей целью изучить влияние длительного (умеренно) повышенного уровня кортизола на детское развитие, поэтому мы не можем с точностью сказать, является ли повышенный уровень кортизола адаптивным специфическим ответом на стресс нахождения в коллективе, либо это выживание, опасное для более позднего развития.

Принято считать, что постоянный повышенный уровень гормонов стресса опасен, потому что подрывает имунную систему. Повышенный уровень кортизола у ребёнка в дду может быть функциональным ответом на стресс нахождения в коллективе, но в то же время будет ослаблять детский организм.

Что касается рисков для дальнейшего развития ребёнка, то было доказано, что повышенный уровень кортизола в течение длительных периодов времени ассоциируется с ухудшением обучаемости и болезнями у животных и у людей (по детям данных нет). Не существует эмпирических данных о том, что повышенный уровень кортизола в условиях дду серьёзно повлияет на дальнейшее развитие ребёнка. Можно предположить, что более чувствительные дети, вынужденные в раннем возрасте противостоять стрессовой ситуации нахождения в коллективе без соответствующей социальной поддержки, могут быть подвержены большему риску.

Вот есть данные, что загазованный воздух вреден для растущего детского организма. Реакции организма могут быть разнообразны, от почти незаметных — небольшая анемия, снижение аппетита, вялость, до сильнейшей астмы, вплоть до невозможности существовать без аппарата искусственного дыхания.

Родители тоже могут вести себя по разному, кто-то решает проблему кардинально, переезжая жить из города в деревню, кто-то старается детей на лето вывезти на дачу, выбирает для жизни более экологически чистый район и не гуляет с детьми по загазованным улицам. Допускаю, что есть и другие, которые считают, что выхлопные газы — это полезно, потому что ребёнку же жить в мегаполисе, так что пусть привыкает с ранних лет. Не хочет гулять? — Стирать меньше придётся. Меньше ест? — Экономия. Вялый? - Так дома меньше шума от него. Я таких родителей не встречала, но по теории вероятности допускаю их существование.

Есть данные, что разделение ребёнка с его основными привязанностями пагубно влияет на психо-эмоциональное развитие детей. О привязанности я писала, о развитии ещё буду писать, но связь между ними такова, что только у ребёнка, глубоко укоренённого в привязанности, появляется «энергия дерзновения», энергия на исследование мира, любопытство к происходящему вокруг. Для мозга привязанность первична, это базовая потребность, и только когда ребёнок насыщен привязанностью, он способен на развитие, на творчество, на взросление.

Иначе — ребёнок «застревает», что нетрудно заметить, всего лишь посмотрев в зеркало или оглянувшись вокруг. Мы живём в обществе людей выросших в ситуации уязвлённых привязанностей: оба родителя работали полный день, ребёнок был в детском саду\школе, вечером, когда семья собиралась под одной крышей, вечно раздражённых от усталости родителей хватало максимум на почитать сказку на ночь или спросить про уроки.

Большинство воспитывавшихся в такой обстановке людей — застрявшие в развитии выросшие дети. Мужчины, жалующиеся на то, что после рождения ребёнка жена перестала уделять им прежнее внимание, женщины, гордящиеся тем, что они не собираются приносить себя в жертву семье и детям. Понятно, что все эти жалобы и «жертвенность» — от нежелания или неспособности взять на себя роль заботливой альфы. Потому что, если вы находитесь в позиции заботливой альфы, то вам и в голову не придёт, что забота о слабом, зависящем от вас существе — это жертва с вашей стороны, причём, жертва несправедливая.

Представьте, что вы посеяли огород. Копали, рыхлили, граблями разравнивали, и там уже появились ростки. В разговоре с соседом выясняется, что грядут заморозки и хорошо бы накрыть ростки плёнкой. - Но вам некогда, плёнка денег стоит, и ехать за ней, и, вообще, ваша мама всегда обходилась без плёнки и ничего, что-то вырастало.

Через какое-то время сосед намекает, что уже две недели не было дождя и хорошо бы полить грядки. - Но это же надо к колодцу идти, воду носить, а тяжело и нет времени. И вообще...

Когда сосед слышит, что вы собираетесь в отпуск к морю на месяц, он сообщает, что в таком случае хороший урожай вы вряд ли соберёте. Тут уж ваша душа не выдерживает. - И что?! Я теперь должна (должен) принести себя в жертву этому огороду? Да я с ума сойду, если мне придётся просидеть всё лето на грядках, у меня есть право на личную жизнь!

Конечно, у вас есть право. У вас есть все права. Моё дело предупредить. Заметьте, в отличие от вашего соседа, я к вам не хожу и советы даю только тогда, когда меня спрашивают.

Но если я пишу, что социальный мозг у детей формируется не раньше 4-5 лет, смешанные чувства они способны испытывать не раньше 6-7 лет, а в детских садах через несколько часов пребывания начинают испытывать стресс, то это не потому, что я вот такая редиска, решила вызвать чувство вины и неполноценности у родителей, водящих детей в детские сады. Поверьте, мне со своим временем есть что делать и кроме этого. Просто кто-то должен был это сказать, и этим кем-то буду я.

Привязанность первична, и детский сад — это испытание для привязанности. Всегда. Потому что детский сад изначально не входит в круг привязанностей ребёнка, и по закону поляризации привязанностей семья и сад скорее окажутся на разных полюсах, чем на одном. Хотя, есть исключение, подтверждающее правило: это если вы или кто-то из ваших родных работает в садике, и ваш ребёнок с рождения тусуется там, как дома и всех знает, а все знают его.

У вас, как у заботливой альфы, есть все возможности для минимизации разрушительного влияния садика на вашу привязанность с ребёнком, но этим надо заниматься, а не уповать на авось. Как? Об этом я и пишу.

Конечно, дети разные, и садики разные, и я напишу отдельно, на что надо обращать внимание когда всё, по вашему мнению, «идёт хорошо» и ребёнок «ходит с удовольствием». И про «идеальный» с моей точки зрения садик я напишу. Но проблема существует, и отрицать её — это всё равно, что прятать голову в песок. 
 
Автор: Ольга Писарик