svētdiena, 2017. gada 30. jūlijs

Психологическая устойчивость: Способны ли вы восстанавливаться?

https://www.aum.news/psikhologiya/3150-psihologicheskaya-ustoychivost-sposobny-li-vy-vosstanavlivat-sya?from=fb

Один из самых сложных и самых важных вопросов сегодня – почему некоторые люди восстанавливаются после трагических событий своей жизни, оставаясь внутренне целыми и невредимыми, а другие расклеиваются, теряя способность действовать и даже ясно мыслить из-за охвативших их эмоций. 
Совсем недавно считалось, что произошедшие с нами стрессовые события неизбежно влияют на нас. Есть определенные последствия у сексуального насилия. Непоправимый ущерб наносит травма. Развод оставляет негативный след. Стресс в определенном объёме может погубить нас. Из этого убеждения логически следовало, что хорошие события или просто отсутствие неприятностей непременно ведут к эмоциональному здоровью и благополучию. Как оказалось, ни одна из этих гипотез не подтверждается, поскольку существует слишком много исключений для каждой из них, чтобы они могли быть правилом.

Со временем стало ясно:
решающее влияние на нас оказывают не произошедшие с нами события – хорошие или плохие – а некое наше качество, которое готовит почву для того, что случится дальше. Что же это за качество? Оно есть у одних людей и отсутствует у других? Или же оно есть у всех, но нужен какой-то толчок, чтобы этот потенциал мог быть реализован?

Постепенно картинка начинает складываться, и ответ заключается в замечательном человеческом качестве, которое называется психологической устойчивостью – способностью восстанавливаться. Информация о психологической устойчивости – это исключительно хорошая новость о том, что
стресс сам по себе не враг и что события нашей жизни не обязательно должны нас сломить. Спустя годы ошибочного пристального изучения стресса как части этого уравнения сегодня фокус смещается на обнаружение секретов, позволяющих раскрыть наши потрясающие человеческие способности расти, невзирая на невзгоды, расцветать под давлением обстоятельств и восстанавливаться после травм.
Психологическая устойчивость – это, пожалуй, важнейшая тема в наши дни. Она несёт в себе решение проблем эмоционального здоровья и благополучия, психических расстройств, выздоровления и восстановления, профилактики заболеваний, зависимостей и многого другого. Психологическая устойчивость – это не только наилучший универсальный способ профилактики, но и главное направление для нашего вмешательства. Психологическая устойчивость должна быть в фокусе внимания всех, не только медиков и специалистов помогающих профессий, но также педагогов, родителей и всего общества в целом. Психологическая устойчивость затрагивает нас самих и тех, за кого мы отвечаем. Последствия этого огромны.
Вместо того чтобы лечить травму, нарушения и заболевания, нам стоит сфокусироваться на восстановлении устойчивости. Вместо беспокойства о том, что может произойти с нами или нашими детьми, нам стоит заботиться о психологической устойчивости, так как она является наилучшей страховкой благополучия в мире, который вне нашего контроля.

Психологическая устойчивость: Способны ли вы восстанавливаться?
Так как же нам взращивать это качество в себе, в наших близких, в учениках и клиентах? Всё зависит от понимания того, что это такое – психологическая устойчивость, как она выглядит в действии и в случае бездействия и как создать условия для этого трансформирующего нас процесса. Несмотря на то что способность людей к психологической устойчивости весьма впечатляет, она в некоторой степени является загадкой и даже редким явлением. Она спонтанна, но не неизбежна. У всех людей есть потенциал быть психологически устойчивыми, но раскрыться он сможет лишь у некоторых. Им нельзя управлять и невозможно этому научиться. Психологическая устойчивость не заложена генетически, и не существует таблетки, которая бы её вызывала. Таким образом, психологическая устойчивость находится за рамками обоих главенствующих подходов к объяснению человеческого поведения – медицинского подхода и теории научения.
Откуда же возникает устойчивость и как нам её понять? На удивление, ответ лежит в недавних открытиях в области эмоций, чувств, игры и покоя. Эти важнейшие факторы, к сожалению, были отодвинуты на задний план при господствующем изучении симптомов, синдромов, стресса, а также проблемного поведения и дисфункций. В вопросах эмоционального здоровья и благополучия речь идёт не о том, что с нами произошло, а о том, чего не произошло внутри нас.  Рассказ о психологической устойчивости начинается с понимания того, что оптимальная деятельность характеризуется ощущениями игривости, успокоения и полночувственности (я выдумал это слово, потому что нам крайне нужно такое понятие).

Проблема со стрессом в том, что обычно он крадёт у нас эти три хрупких состояния. Как же нам вернуть эти качества, если мы их утратили? Ответ на этот вопрос и является священным источником излечения, восстановления и эмоционального благополучия. Если соединить все точки вместе, то становится очевидно, что вернуть эти качества мы можем только тогда, когда у нас есть способность ощущать грусть в полной мере, определённая безопасность и хороший запас внутренней силы, чтобы не стремиться избегать неприятностей. Очень важно понимать, что у нас больше шансов всё это ощутить в контексте безопасных отношений или в истинной игре.
Оказывается, психологическая устойчивость должна подвести нас к эмоциональному путешествию, словно к поездке через метафорические сезоны эмоциональной Осени, Зимы и Весны. Секрет эмоционального восстановления лежит в том эмоциональном упадке, который ему предшествует. Мы можем почувствовать облегчение только после того, как сумеем в определённой степени принять тяжесть. Таким образом, наша задача состоит в подготовке к этому путешествию, а также в поддержке других, которая им необходима. В мире, в котором мы не можем контролировать грядущие события, нет ничего важнее психологической устойчивости, заботимся ли мы о наших учениках, клиентах, близких или самих себе.
Перевод Ирины Маценко
Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
Мнение, изложенное в статье, может не совпадать с мнением редакции.