Туча должна пролиться дождём, освободившись от тяжести скопившейся влаги и исчезнув. Если тучи по каким-то фантастическим причинам вдруг перестанут изливаться дождями, то они будут вечно скитаться по небу и, в конце концов, закроют его полностью. Точно так же невыраженное постепенно заполняет внутреннее пространство человека, насыщая его тьмой. Невыраженное подобно завесе, скрывающей человека от самого себя – от своих истинных желаний, эмоций и чувств. Невыраженное – источник постоянного напряжения, разочарования и неудовлетворённости, которая не может найти себе разрешения.
Подавление своих эмоций – всего лишь одна часть проблемы, пусть и весьма яркая. Самоотрицание, в котором живёт большинство людей, создаёт ситуацию, когда человек в принципе начинает бояться выражать себя вне тех ограничений, которые накладывает на него потребность в компенсации ощущения собственной ущербности. Самоотрицанием ограничивается всё – и даже невинные мысли и желания становятся «постыдными» и непригодными ни для выражения, ни для осуществления. Так вы начинаете стыдиться самих себя, бесконечно стесняться и упускать многие возможности, предоставляемые жизнью. Кто-то стыдится своих чувств и запрещает себе плакать, кто-то – не может признаться в любви, предпочитая страдать и надеяться, что эти страдания будут замечены объектом его любви. Некоторые вместо того, чтобы прямо сказать, чего им надо, начинают ходить вокруг да около, как бы намекая о своём желании, и потом расстраиваются и злятся из-за того, что их никто не понимает. Подобные ситуации возникают сплошь и рядом, и у многих людей вся жизнь течёт по шаблонам невыражения.
Наш ум – великий маг, особенно в том, что касается создания иллюзий и самообмана. Все невыраженцы придумывают возвышенное оправдание тому, почему они не могут проявлять своих истинных чувств и почему вынуждены вести себя неискренне. Это тоже компенсация, но уже внутренняя, призванная оправдать собственную трусость, которая, впрочем, самим человеком почти никогда так не воспринимается. Всегда находятся оправдания вроде: «да зачем мне это нужно», «никому от этого легче не станет» и самое универсальное и как бы всё объясняющее – «такой уж я человек». Приняв один раз решение не проявлять своих чувств и скрывать свои мысли, через некоторое время человек уже не может их выразить – благодаря уму, «закрывающему» эту тему раз и навсегда. Подобные решения принимал каждый, но иногда они касаются каких-то действий, которые на самом деле больше не нужны, и довольно часто – они «закрывают» тему, связанную именно с выражением чувств и мыслей. Тогда человек становится этакой «вещью в себе», непонятой и неоценённой по достоинству. Кому-то эта оценка окружающих и вовсе становится ненужной в силу общего разочарования в них, в себе и в жизни в целом. Невыраженное довольно быстро приводит к тому, что появляется нереализованное, а от него до полного разочарования в жизни – рукой подать.
Снова открыть «закрытую» прежде тему бывает довольно трудно, потому что уму сложно взять и сдвинуться с однажды зафиксированной позиции. Он закрывает дверь и выбрасывает ключ. В нём фиксируется реакция отрицания, которая подавляет другие возможные реакции, попавшие под запрет. Запретив себе доверять людям, трудно вернуться к позиции доверия. Запретив себе сомневаться, приходится оправдывать или игнорировать всё, что не укладывается в рамки вашей веры, но прямо с ней связано. Запретив себе выражать чувства или желания, вернуться к их выражению, как только они возникают, – весьма непросто. Инерция ума в этом смысле очень велика, а закрывать для него куда легче, чем открываться. И чем раньше принималось решение закрыться, тем сложнее потом открыться снова. Если решение принято в детском возрасте, то оно фиксируется так жёстко, что для его отмены требуется немало усилий. Даже понимание проблемы на уровне ума не особенно помогает в её устранении, потому что простое наложение одного решения на другое не отменяет напрочь прежнюю фиксацию. Когда-то вы решили не плакать, а теперь вы и хотели бы заплакать, но тело и ум сопротивляются, и у вас ничего не выходит. Вы вроде бы и готовы заплакать, более того, вам это просто необходимо, но установка ума на подавление реакции плача оказывается сильнее вашего нового решения. И никаким усилием воли преодолеть эту установку невозможно.
Наш ум пластичен и подобен тёплому воску – каждое новое впечатление оставляет в нём отпечаток, наподобие того, как мы можем запечатлеть в мягком воске отпечаток своего пальца. После того, как воск остывает, он теряет пластичность, делаясь твёрдым, и чтобы её вернуть, нужно снова его разогреть. С умом происходит почти то же самое. Новое впечатление оставляет в нём след – глубокий или поверхностный, после чего погружается в часть ума, которую мы называем памятью, и там уже никакой пластичности нет – всё становится твёрдым и неизменным. Решение закрыть себя, принятое на основе полученных впечатлений и связанное с ними, тоже затвердевает и потому не может быть изменено одним только желанием от него избавиться. То же самое, кстати, происходит и с неприятными воспоминаниями – нельзя от них избавиться по собственной воле, разве что подавить как можно глубже в бессознательное, но и это действо в сущности ничего не решает, потому что избыток контроля всегда оборачивается избытком напряжения в уме и в теле.
Чтобы лишить силы принятые ранее решения, нужно вернуть уму пластичность. Если снова разогреть воск, то он станет жидким, и отпечаток, оставленный на нём, исчезнет без следа. Если вы хотите что-то изменить в фиксациях своего ума – с ним придётся сделать то же самое. Только вместо огня надо использовать силу собственного Сознания, потому что только его энергия способна «расплавить» зафиксированные в уме связи. И тут чем выше сила вашего внимания, тем быстрее и проще можно от них избавиться. Соответственно, чем выше ваша осознанность, тем легче вам будет работать с умом, освобождаясь от всех фиксаций, которые когда-то, возможно, и были полезными, защищая вас, но со временем превратились в тяжкое бремя. Направляя внимание на реакции ума, его идеи или воспоминания, вы фактически «стираете» их. Каждое впечатление, реакция или решение несут в себе определённый импульс энергии, который высвобождается силой Сознания, когда вы направляете внимание и достаточно долго удерживаете его на них. Солнечный свет растапливает кусок льда, разогревая его. Энергия Сознания действует на структуры всех наших тел как катализатор, высвобождающий и рассеивающий энергии, заключённые в них. Только так очищается ум и эфирное тело, и так вы приходите к возможности осознать невыраженное и выразить его.
Невысказанная мысль или невыраженная эмоция всегда ждут возможности для того, чтобы хоть как-то проявить себя. Но если человек привык к невыражению, то его сознательные попытки выражения всегда половинчаты и скомканы, а бессознательные – неадекватны ситуации. Сначала вы подавляете печаль тогда, когда её надо бы проявить, а потом плачете навзрыд, слушая музыку или просматривая сентиментальный фильм. Не выражая своих чувств в момент их появления, вы живёте невпопад, и потому даже для вас самих ваша жизнь начинает выглядеть нелепой и полной упущенных возможностей.
Невыраженное и привычка к невыражению становятся серьёзными препятствиями на Пути. Если вы занимаетесь самостоятельно, то будете выбирать практики, подходящие вам для компенсации, и вряд ли сумеете прийти к настоящему очищению и изменению структур своего ума, который всем заправляет. Молясь Богу, вы станете просить не о том, в чём на самом деле нуждаетесь, – потому что предпочитаете не придавать этому значения – а о том, что вам кажется «правильным» и «богоугодным». Привычка к невыражению приносит свои тяжёлые плоды, когда вы сами не можете толком сформулировать, в чём же на самом деле нуждаетесь, потому что боитесь собственных желаний, пусть даже ничего «плохого» в них нет.
Работая под руководством, вы не можете открыться, и тогда настоящего взаимодействия с Мастером не получается. Не выражая возникающих сомнений, вы копите непонимание, которое постепенно перерастёт в неприятие происходящего. Нельзя эффективно работать с тем, кто закрыт, и это правило относится не только к взаимодействию с Мастером, но и к взаимодействию с Богом. Вы не можете быть закрытым для людей и быть открытым для Бога, даже если вам кажется, что это разные вещи. И здесь дело даже не в том, что ваше внутреннее пространство будет тогда переполнено невыраженными энергиями, просто настоящего взаимодействия с Ним у вас не получится, потому что вы не сможете полностью открыться и Ему. Привычка не открываться и не выражать со временем становится почти непреодолимой.
Вы можете скрывать свои чувства, сомнения и даже сопротивление от Мастера, но шило, что называется, в мешке не утаишь. Мастер может прекрасно видеть ваше истинное состояние, но не может вам помочь, пока вы сами не будете готовы сотрудничать. Свобода воли, данная человеку, в том и заключается, что нельзя помочь ему в решении внутренних проблем до тех пор, пока он сам не захочет этого. И даже тогда предстоит непростая работа, а если человек не хочет помощи – она вообще невыполнима. Ровно этот же принцип, кстати, распространяется и на помощь со стороны Бога – Он не может вам помочь, если вы не ищете этой помощи. И когда вы выбираете невыражение и страдание – то вы свободны в своём выборе.
Любую однажды закрытую дверь можно открыть снова – было бы желание. Всё, что не выражено, можно выразить, пусть на это и уйдёт немало времени. Невыраженное забивает ваше внутреннее пространство и блокирует энергетические центры. Оно – преграда на пути внутрь, к тем дверям, которые открывают вам реальность Бога. В начале Пути всегда приходится работать с невыраженным, чтобы в конце его прийти к невыразимому. Невыраженное порождается самим человеком, а невыразимое возникает как следствие опыта погружения в запредельное. И то и другое сопровождается молчанием, только в первом случае оно создаёт напряжение и тоску, а во втором – наполнено благоговением и ощущением чудесного. Вот и вся разница, но в ней – целый Путь.