Идти к большим целям, добиваться их, жертвуя покоем и безопасностью, а иногда и репутацией? На это решаются немногие. Большинство согласны на «синицу в руках» — или проводят жизнь в бесплодных фантазиях. Психолог Абрахам Маслоу помогает понять, почему иногда мы выбираем довольствоваться малым.
Маслоу был уверен: стремление к самоактуализации — максимальной реализации наших способностей — заложено в каждом. Причем оно «зашито» в нас на уровне потребности. Подобно тому, как каждый из нас стремится утолить голод, продолжить род, найти поддержку и признание, у каждого есть потребность стать лучшей версией самого себя.
Если же мы подавляем амбиции, погрязаем в мелких проблемах, не даем выхода творческой энергии — мы ощущаем неудовлетворенность. Маслоу считал, что отказ от самоактуализации приводит к настоящей болезни — неврозу.
«Если вы намеренно стремитесь стать меньшим, чем можете стать, — говорил он студентам, — то я должен вас предупредить: вы будете глубоко несчастны всю свою жизнь».
Но почему мы бежим от заманчивой перспективы самореализации? Почему, замыслив написать книгу, открыть свое дело или реализовать крупный проект, вдруг отступаем и говорим себе: «Да нет... Это не про меня. Что на меня нашло?» Маслоу предположил, что нам мешает защитный механизм, который он называл комплексом Ионы.
Библейский пророк Иона поначалу испугался миссии, которую возложил на него Бог — идти и проповедовать грешникам. Он пытался избежать ее, но тем самым навлек на себя еще больше испытаний и в итоге признал свою судьбу. Об этом и говорит Маслоу: нас останавливает страх перед ответственностью, которую влечет за собой настоящая, полнокровная жизнь.
«Мы боимся своих лучших способностей (как и своих низших побуждений). Мы боимся быть такими, какими представляем себя в краткие, прекрасные минуты прозрения, в самые совершенные моменты своей жизни, собрав все свое мужество в кулак. Мы восхищаемся собой и даже испытываем благоговейный трепет перед божественными возможностями, которые обнаруживаем в себе в эти прекраснейшие мгновения жизни. Но мы одновременно трепещем от ужаса перед ними и чураемся их» («Дальние пределы человеческой психики» «Евразия», 1997)
Маслов видел корни комплекса Ионы в том, что люди боятся бросить вызов своему нынешнему — наполненному компромиссами, слабостями, уступками — существованию с позиции блистательного будущего, на которое они претендуют.
«Червяк пытается стать богом» — так описывает этот страх Маслоу. Чем выше мы пытаемся забраться, тем больнее будет падать. И тем труднее вернуться обратно в случае неудачи.
Как преодолеть этот страх? Найти баланс между смирением и смелостью. Смелость питает наши амбиции, побуждает мыслить широко и идти против течения. Смирение позволяет осознать свои естественные ограничения и не дает принимать близко к сердцу неудачи и ошибки.
Или — последовать примеру писателя Олдоса Хаксли, которого Маслоу считает одним из образцов позитивной самоактуализации. «Он беспрестанно поражался этому миру, не уставал находить в нем интересное и новое для себя, как юноша удивлялся тому, что окружает его, и часто повторял: „Как странно! Как замечательно! Как удивительно!“
Он умел смотреть на мир широко открытыми глазами, принимать его с неиссякаемой невинностью, трепетом и восторгом, умел осознать свою мизерность и незначительность по сравнению с этим миром и в то же время спокойно и безбоязненно брался за решение великих задач, которые смело ставил перед собой».