2017-02-06 14:06
Сегодня неврологи начинают понимать, как именно взаимодействие ребенка с матерью предопределяет развитие его мозга и возможные отклонения в этом процессе. Профессор Алан Шор, исследовавший огромное количество научной литературы и совершивший значимый вклад в развитие неврологии, подчеркивает, что рост клеток мозга - "следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)". Развитие мозга младенца "нуждается в позитивном взаимодействии между матерью и ребенком. От этого зависит формирование важнейших мозговых структур".
Профессор Шорр поясняет: если с ребенком не обращаются должным образом в первые два года жизни, гены, ответственные за разные аспекты функционирования мозга, в том числе интеллект, не могут активироваться, а в некоторых случаях - даже формироваться. " Природа и воспитание" неотделимы друг от друга: воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка. Детальное объяснение взаимодействия поведения матери и химических реакций в мозгу ребенка, ответственных за формирование клеток, потребует от читателя специальных знаний. Достаточно сказать, что в настоящее время существует значительное количество доказательств факта: отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. Вред, обусловленный отвержением и другими формами насилия, пропорционален их степени: чем тяжелее отвержение, тем серьезней последствия. Восемьдесят процентов всех клеток мозга, которые человек будет иметь на протяжении жизни, формируются в первые два года. Если процесс формирования клеток и связей между ними нарушен, дефицит окажется перманентным. Это открытие имеет огромное значение для социальной политики. Оно объясняет две стойкие характеристики нашего общества. Одна из них - хронический дефицит постоянно воспроизводит себя в некоторых семьях. Это замкнутый круг депривации: недостаток образования, постоянная безработица, бедность, зависимость, преступность - вещи, которые крайне сложно изжить. Зависимость развития мозга ребенка от качества взаимодействия с матерью объясняет, почему этот депрессивный цикл происходит. Родители, которые воспитаны в абъюзивных семьях, имеют несформировавшийся мозг, и отвергают своих детей так же, как отвергали их в свое время, поэтому их собственные дети имеют аналогичные сложности: проблемы с обучением, трудоустройством, склонность к насилию. Перевод отрывка статьи: (http://www.telegraph.co.uk/news/health/children/9637682/Whats-the-difference-between-these-two-brains.html) В мозгу младенца, который подвергается частым и интенсивным нарушениям привязанности, происходит ослабление вегетативного гомеостаза, что приводит к сдвигу по направлению к первичным метаболическим процессам, ответственным за выживание. Если воспитатель не способствует восстановлению психобиологического равновения, помогая справиться со стрессом, лимбические связи в процессе своего развития подвергаются воздействию высоких доз эксайтотоксичных (ведущих к повреждению и гибели нервных клеток) нейротрансмиттеров, таких как глутамат (Choi, 1992; Moghaddam, 1993), а также кортизол (Moghaddam, Bolinao, Stein-Behrens, & Safolsky, 1994; Schore, 1997a) в течение длительных периодов времени. Нейротоксический эффект глюкокортикоидов усиливается одновременной активацией N-метил-D-аспартата (NMDA), рецептора глутамата, крайне важного участка, в котором нейротоксические реакции и гибель синапсов способны нанести тяжелый вред развивающемуся мозгу (Guilarte, 1998; McDonald, Silverstein, 1988). Известно, что обусловленное стрессом повышение глюкокортикоидов в послеродовый период может вызывать гибель нейронов в «аффективных центрах» лимбической системы (Kathol, Jaeckle, Лопес, & Miller, 1989), формировать патологию лимбического отдела (Benes, 1994) и создавать нарушения эмоциональной адаптации (DeKosky, Nonneman, 1982). Взаимодействие между глюкокортикоидами и возбуждающими трансмиттерами в настоящее время считается посредником в процессе программирования гибели клеток и представляет собой первичный этиологический механизм патофизиологии психоневрологических расстройств. По этому принципу нарушается формирование лимбической системы, происходит структурное отклонение развития мозга, ухудшающее способности психики справляться со стрессом и вырабатывать эффективные копинг-стратегии. Это суть психопатогенеза. Отношения привязанности - это основной фактор, влияющий на развитие лимбических структур, ответственных за стрессоустойчивость. Тяжелые нарушения привязанности в младенчестве приводят к регуляторной недостаточности, выраженной в нарушениях лимбической активности, дисфункции гипоталамуса и нарушениях вегетативного гомеостаза (Reite & Capitanio, 1985). Из-за травматических событий, связанных с жестоким обращением и пренебрежением, в автономной нервной системе происходят экстремальные и быстрые изменения: гипервозбуждение симпатической системы и гиповозбуждение парасимпатической, что создает хаотичные биохимические отклонения, токсическую нейрохимию в развивающемся головном мозге. Алан Шорр Иллюстрация: мозг здорового 3-летнего ребенка и мозг 3-летнего ребенка, подверженного тяжелому неглекту |
otrdiena, 2017. gada 21. februāris
Сегодня неврологи начинают понимать, как именно взаимодействие ребенка с матерью
http://ai-news.ru/2017/02/segodnya_nevrologi_nachinaut_ponimat_kak_imenno_vzaimodejstvie_rebenka_.html